Главная » 2013 » Октябрь » 10 » Новый тест на вирусные инфекции
Новый тест на вирусные инфекции

Разработан тест, который способен улавливать в крови генетические маркеры любой вирусной инфекции. Новый тест позволяет отличить любую вирусную инфекцию от бактериальной и таким образом предупредить прием ненужных антибиотиков.

Такой полезный тест создали специалисты из Медицинского центра Университета Дьюка. При заболеваниях с симптомами ОРЗ, острого респираторного заболевания, распознать сразу какую природу имеет возбудитель — вирусную или бактериальную — практически невозможно. Между тем ясно, что лечение в этих случаях должно быть абсолютно различным. Антибиотики, которые так любят глотать наши соотечественники при первых признаках недомогания, дают эффект только при бактериальных инфекциях, а при вирусных они бесполезны и могут только навредить.

Тест основан на анализе крови, в которой обнаруживется маркер, вырабатываемый иммунными клетками человека только в ответ на вирусную инфекцию.
Соответствующую публикацию авторы сделали в журнале Science Translational Medicine.
По их мнению это открытие уже сейчас можно применять в практической медицине, чтобы избавить пациентов от ненужного приема антибиотиков.

«Вирусный характер инфекции важно распознать и в случае заражения такими серьезными патогенами, как вирус птичьего гриппа или ближневосточный коронавирус, — уточняет соавтор исследования Джеффри Гинсбург, профессор медицины Университета Дьюка. — Тесты, которые используются сейчас  рассчитаны только на определенный тип вируса, и нужно знать что искать заранее.
Но новый тест способен определить любой, даже еще не идентифицированный наукой вирус.

Иммунная система человека реагирует на вирусную инфекцию иначе, чем на инфицирование бактерией. Эти различия видны на генетическом уровне, поскольку в ответ на вирусную атаку задействуются определенные гены. Таким образом, любая вирусная инфекция оставляет генетический след, который возможно обнаружить.
Этот след включает реакцию так называемой обратной транскрипции – синтез двуцепочечной ДНК на матрице одноцепочечной РНК, что происходит при размножении РНК-вирусов.
Разработанная тест-система и основана на обнаружении обратной транскрипции.
По итогам предыдущей работы команды из Университета Дьюка приблизилась к разработке теста, идентифицировав порядка 30 генов, вовлекаемых в ответ иммунной системы на вирусную инфекцию. Для этой цели биологи проводили исследования на добровольцах, которых целенаправленно заражали неопасными штаммами  респираторных вирусов.
В новом исследовании тест испытывали на 102 людях, лежащих в клинике неотложной помощи. Некоторые из них имели вирусную инфекцию, другие бактериальную, контрольная группа добровольцев не была инфицирована ничем.
Используя новый тест, специалисты выявили пациентов с вирусной инфекцией с точностью 90%.
Ученых этот результат вполне удовлетворил, и они считают, что тест открывает новый подход к диагностике инфекционных заболеваний.
  Тестирование, в ходе которого оценивается активность 30 генов, занимает около 12 часов.
Теперь исследователи планируют совершенствовать его в надежде  уменьшить число генов, сократить время теста и повысить точность диагностики. В дальнейшем проведут более масштабные испытания теста.

По мнению соавтора изобретения Кристофера Вудса, разработанный тест позволит решить серьезнейшую проблему здравоохранения.
  Резистентность бактерий к антибиотикам, которая возникает как следствие излишне широкого применения антибиотиков, является сейчас глобальной угрозой.
Тест, который позволяет быстро отличить вирусную инфекцию от бактериальной, избавит от неоправданного применения антибиотиков и значительно уменьшит шансы бактерий на выработку резистентности», — подчеркнул Вудс.