Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » ВИЧ научились выводить из ДНК человека
ВИЧ научились выводить из ДНК человека

Комбинация ферментов ловит и обезвреживает ВИЧ-1, после чего эффективно "ремонтирует" клетку.

Командой исследователей из Школы медицины Темпльского университета Филадельфии разработана методика, позволяющая удалять из клеток организма ВИЧ-1. Это является важнейшим шагом на пути к созданию лекарства от ВИЧ. Такой же пособ может быть применен идля лечения других скрытых инфекций.
Статья на эту тему опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, где представлено подробное описание процесса создания и применения технологии удаления генетического материала ВИЧ-1. Согласно статистике, сейчас в мире более 33 миллионов являются носителями ВИЧ-инфекции. Последние 15 лет для контроля состояния человека применяется высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ), что требует беспрерывного лечения. К тому же само заболевание часто негативно влияет на здоровье: пациенты могут страдать кардиомиопатией (ослабление сердечной мышцы), заболеваниями костей, почек и нейрокогнитивными расстройствами. Токсичность применяемых препаратов также усугубляет состояние.
Проблема состоит в том, что ВИЧ-1- чрезвычайно цепкий, он навсегда внедряет свой геном в ДНК жертвы, что делает заболевание практически неизлечимым.
Исследователи университета Темпл нашли способ навсегда извлечь ВИЧ-1 из клетки человека. Возглавивший разработку Камел Халили рассказал, что отслеживать и извлекать вирусный геном способна комбинация ферментов, редактирующего ДНК (нуклеазы), и нити так называемой направляющей РНК (GuideRNA). Затем генетическая ячейка ремонтируется: свободные концы спаиваются клеточным защитным механизмом, и в результате получается совершенно здоровая, свободная от вируса клетка. Для того чтобы избежать случайного связывания направляющей РНК с любой другой частью генома пациента, ученые создали нуклеотидные последовательности, которые не появляются в каких бы то ни было кодирующих последовательностях ДНК человека. Таким образом удалось избежать повреждения здоровых клеток.

Благодаря использованию методики удалось отредактировать несколько основных типов клеток, обычно поражаемых ВИЧ-1, в том числе микроглии, макрофаги и Т-лимфоциты. "Иммунная система не способна самостоятельно уничтожить ВИЧ-1 - вылечить болезнь можно, лишь удалив вирус, - поясняет Камел Халили. - Немаловажно, что аналогичная методика может применяться для борьбы со многими другими трудноизлечимыми вирусами". Новая технология также будет использоваться для создания терапевтической вакцины: клетки, вооруженные комбинациями нуклеазы и руководящей РНК оказались абсолютно непроницаемыми для ВИЧ-инфекции. Разработка специалистов Темпльского университета способна произвести настоящий переворот в сфере борьбы со СПИДом, однако на ее доработку уйдет еще два-три года. Ученые также предупреждают, что ВИЧ-1 склонен к мутациям, поэтому лечение должно быть строго индивидуальным, адаптированным под уникальные вирусные последовательности каждого пациента.