Главная » 2012 » Апрель » 4 » Ученые победили грипп
Ученые победили грипп

Чтобы отразить атаки сезонных штаммов вируса гриппа, исследователи разработали вакцину, которая использует молекулярные особенности, общие для 10 тысяч разновидностей вируса. Однако от создания истинно универсальной противогриппозной вакцины ученые пока далеки.

Обычная противогриппозная вакцина учит иммунитет распознавать белки вирусной оболочки. Но вирус гриппа постоянно вносит поправки в свой молекулярный портрет, мутируя каждый год, так что при очередном сезонном нашествии болезни врачам приходится гадать, как будет выглядеть вирус на этот раз. Единая вакцина, защищающая от всех штаммов вируса, была бы идеальным решением.

Для создания вакцины, названной Multimeric-001, исследователи из израильской фармацевтической компании BiondVax использовали девять фрагментов белков из различных областей вирусной частицы. Фрагменты подбирались так, чтобы они были общими среди наибольшего количества разновидностей вируса. В итоге Multimeric-001 одновременно напоминает около 10 тысяч штаммов гриппа, которые обнаруживались едва ли не с 40-х годов прошлого века. По словам авторов вакцины, теоретически ее вполне можно считать универсальной, так как у любого вируса гриппа будет с ней что-то общее.

Еще в феврале этого года ученые опубликовали статью в Journal of Clinical Immunology, в которой сообщали о том, что вакцина работает. Однако универсальность Multimeric-001 оказалась сильно преувеличенной: иммунитет все равно не вырабатывал антител к наиболее вариабельным частям вируса. Зато она оказалась весьма эффективной против сезонных штаммов. Для испытания пригласили добровольцев в возрасте от 65 лет. Известно, что вакцины от сезонного гриппа хуже всего защищают именно пожилых: лишь у 30% из них такая вакцина срабатывает, при этом 90% смертей от гриппа приходится именно на возрастных больных.

На ежегодном конгрессе, посвященном проблемам вакцинации, который проходит сейчас в Лондоне (Великобритания), авторы Multimeric-001 сообщили об успехе: иммунный ответ у тех, кто получал "многомерную" вакцину, был как минимум на 10% выше, чем у тех, кому вводили обычную вакцину против сезонных штаммов. Эффективность Multimeric-001 оценивали, в частности, по уровню гамма-интерферона - антивирусного белка, который производят Т-клетки. Исследователи особо отмечают, что их продукт сработал именно у пожилых людей, что он оказался эффективен против всех сезонных штаммов и при этом не требовал никаких помощников в виде дополнительных специализированных вакцин.

Можно сказать, что удалось получить "сезонно-универсальную" вакцину, которая покрывает не все штаммы вируса, но значительную их часть.

Как считают авторы Multimeric-001, такой способ борьбы с вирусом, когда для тренировки иммунитета создается синтетический "муляж" патогена, наиболее выгоден по соотношению затраченных усилий и эффективности, получаемой на выходе. Правда, подход оспаривается другими исследователями, которые видят будущую победу над гриппом в поиске и разработке универсальных антител. Это более трудоемкий и непредсказуемый путь, но, как полагают его сторонники, именно так можно получить действительно универсальную противовирусную вакцину.