Главная » 2015 » Май » 30 » Слабость ВИЧ к сладкому можно использовать для его лечения
Слабость ВИЧ к сладкому можно использовать для его лечения

Вирусологи выяснили, что репликацию ВИЧ можно значительно снизить путем блокировки попадания и сборки молекул сахаров в иммунных клетках,

что поможет значительно улучшить качество жизни и ее продолжительность носителям ретровируса.

Американским вирусологам удалось обнаружить важную особенность вируса иммунодефицита человека; сборка частиц ВИЧ требует большого количества молекул сахаров. Если заблокировать их попадание в иммунные клетки, это лишит вирус возможности репликации. Информация об исследовании, проведенного в Северо-Западном университете Чикаго (США) под руководством Гарри Тэйлора, опубликована журналом PLOS Pathogens. По его словам, ВИЧ ведет себя как монстр, который вламывается в клетку и та вынуждена его кормить. Весь пищевой конвейер клетки захватывается вирусом. Ученые не только выяснили потребность ВИЧ в большом количестве сахаров для завершения своего жизненного цикла, но и научились лишать его сладкого, без нанесения вреда организму.

Интересно, что открытие было сделано на основе другого, более раннего исследования того же ученого, который в сотрудничестве с коллегами из других американских университетов разрабатывал препарат для блокировки развития рака груди. Те эксперименты показали, что во всех клетках организма есть ген PLD1 и связанный с ним белок фосфолипаза-1, которые управляют сборкой молекул сахаров, составляющих основу нуклеотидов – основы ДНК.

Тэйлор вспомнил об этом гене, когда начал изучать ВИЧ. Он обратил внимание, что сборка новых вирусных частиц требует большого количества нуклеотидов и связанных с ними сахаров, которые практически отсутствуют в "спящих" иммунных клетках.

Это наблюдение заставило задуматься, а что произойдет, если работу гена PLD1 заблокировать на активной фазе заражения ВИЧ? Ответ был получен путем проверки на культуре иммунных клеток, в которых ген был отключен уже после проникновения вируса в них с помощью того самого препарата, который изначально создавался для борьбы с раком груди.

Эффект был потрясающим – частицы ВИЧ очень быстро прекратили формироваться в зараженных иммунных клетках, а уровень вирусной нагрузки практически рухнул на 75%. Для проверки в пробирку добавили набор "кирпичиков" ДНК, и вирус вновь начал размножаться, что подтвердило то, что препарат от рака груди VU0359595 действительно подавляет рост ВИЧ.

Ученые полагают, что препарат VU0359595 можно успешно использовать в комбинации с другими антиретровирусными средствами для максимально эффективного подавления ВИЧ, снижения частоты его мутаций.